280 likes | 717 Views
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ. ТЕМА 13. Основные понятия эффективности электронной коммерции.
E N D
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ ТЕМА 13 Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика"
Основные понятия эффективности электронной коммерции • Под эффективностью будем понимать категорию для обозначения меры соответствия технологий, приемов и правил электронной коммерции потребностям хозяйствующих субъектов при достижении ими на рынке целей совершаемых коммерческих операций. Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика"
Основные понятия эффективности электронной коммерции В большинстве случаев высокая эффективность электронной коммерции обеспечивается за счет минимизации издержек обращения (ИО). В торговле издержки обращения включают: • транзакционные издержки (ТИ) • издержки на обеспечение торгово-технологического процесса (Итт), куда входят • транспортные расходы, • затраты на оплату труда, • аренду помещений, • ремонт основных фондов и др. ИО = ТИ + Итт В свою очередь, транзакционные издержки включают: ТИ = Ипп + Ипо + Ип + Изк + Иск , где Ипп — затраты, связанные с постановкой проблемы; Ипо — затраты, связанные с информационным обеспечением; Ип — затраты, связанные с обеспечением ведения переговоров; Изк — затраты, связанные с обеспечением заключения контракта; Иск — затраты, связанные с сопровождением контракта. Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика"
Методы оценки эффективности систем электронной коммерции Рассматривают следующие направления оценки эффективности: • Экономическое • Организационное • Маркетинговое Каждому из этих направлений присущи соответствующие показатели эффективности. Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика"
Методы оценки эффективности систем электронной коммерции • Экономические показатели • служат для оценки экономической эффективности выбранного варианта построения системы электронной коммерции (например, на основе Web-сервера предприятия в среде Интернет). • Организационные показатели • определяют степень интеграции новой информационной системы с существующей системой, а также с деятельностью предприятия и его бизнес-процессами. • Под маркетинговыми показателями • понимаются показатели, характеризующие эффективность проведения маркетинговой программы реализации и продвижения Web-сервера в среде Интернет и эффективность использования инструментов Web-маркетинга. Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика"
Экономическая эффективность Экономическая эффективность выбранного варианта построения системы электронной коммерции предприятия может быть определена как отношение результата ее применения к затратам, связанным с разработкой и эксплуатацией системы: где Е ‑ экономическая эффективность Интернет-проекта, Эр ‑ результат, получаемый за счет функционирования системы; Зо – общие затраты, связанные с разработкой и эксплуатацией системы. Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика"
Общие затраты (Зо) можно разделить на • единовременные капитальные затраты (К) • и эксплуатационные затраты (Зэ) Зо = К + Зэ Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика"
В случае разновременности капитальных и ежегодных затрат капитальные затраты должны быть приведены к одному (первому или последнему) году эксплуатации по формуле сложных процентов: где Kt ‑ приведенные капитальные затраты; i ‑- коэффициент дисконтирования капитальных вложений; t ‑ период, через который будут произведены затраты. Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика"
Единовременные затраты К единовременным затратам (К) относятся: • затраты на первоначальный анализ и планирование; • стоимость необходимого оборудования; • стоимость программного обеспечения; • вложения в организацию линий связи и сопутствующее оборудование; • стоимость вспомогательного оборудования, например, компьютерной техники, необходимой для обновления информации на Web-сервере и его дизайна или для выполнения функций по обеспечению работоспособности Web-сервера; • затраты на подготовку и переподготовку кадров в случае, если какие-либо функции по обеспечению работоспособности Web-сервера обеспечиваются внутренними ресурсами предприятия. Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика"
Эксплуатационные расходы К эксплуатационным расходам (Зэ)относятся: • заработная плата обслуживающего персонала; • расходы на вспомогательные материалы; • взносы за доменное имя; • арендная плата за каналы связи; • плата провайдеру Интернет-услуг за предоставление доступа к Web-серверу из Интернета, за предоставление места на собственном сервере или за обслуживание Web-сервера предприятия в случае размещения его у провайдера; • амортизационные отчисления; • дополнительные расходы в случае привлечения сторонних фирм к работам по развитию сервера, его дизайна, выполняемых функций; • расходы на проводимые рекламные кампании и т. д. • Источники экономии зависят от концепции и модели Интернет-проекта, а также вида Интернет-бизнеса. Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика"
Результат, получаемый за счет функционирования системы, определяется по формуле: где Сt ‑ эффект, полученный за время t за счет снижении затрат в результате использования системы электронной коммерции. Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика"
Экономия возникает за счет: • снижения расходов на печатные виды продукции, на телефонные разговоры и пересылку факсов; • обеспечения пред- и послепродажной поддержки потребителей за счет предоставления необходимой информации; • уменьшения затрат при организации виртуального магазина по сравнению с организацией традиционного магазина; • в случае использования каналов Интернета отсутствия необходимости в использовании традиционных каналов распространения. Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика"
Организация присутствия фирмы в Интернете посредством Web-сайта может принести прибыль с помощью: • повышения имиджа торговой марки компании; • продвижения товаров фирмы; • приобретения новых потребителей; • добавления нового канала распространения продукции; • улучшения сервисного обслуживания имеющихся и потенциальных потребителей. Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика"
Оценка степени интеграции с информационной системой предприятия Выявляет интегрированность новых способов построения деятельности предприятия в существующую структуру предприятия: • Показатель интеграции с существующей информационной системой • характеризует степень совмещения выполнения различных функций новой и существующей информационными структурами • Показатель интегрированности новой системы в существующую деятельность предприятия. • Определяется как отношение числа функций, поддерживаемых системой электронной коммерции на основе Интернета, к общему числу функций предприятия Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика"
Маркетинговые показатели эффективности Характеризуют: • эффективность проведения маркетинговой программы реализации и продвижения Web-сайта в среде Интернета • и определяют эффективность использования инструментов Web-маркетинга. • В их основе лежит анализ информации, • получаемой из log-файлов Web-сайта • или в результате применения файлов «cookies». • Полученные данные могут служить критериями • корректировки как всего плана реализации и продвижения Web-сайта, • так и пересмотра проводимых мероприятий в рамках разработанной маркетинговой программы продвижения сайта. Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика"
Эффективность баннера • Эффективность баннера определяется как отношение числа нажатий на баннер к числу его показов CTR = число нажатий на баннер / число показов*100% Например, Баннер продемонстрирован в сети 1000 раз, 100 человек щелкнули на нем, посетив ваш сайт CTR = 10% Величина CTR зависит от креативности баннера Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика"
Эффективность рекламных кампаний • Какой удельный вес целевой аудитории среди всех посетителей вашего сайта? • Какой процент составят те из них, кто готов стать вашими клиентами? • CTI оценивает отношение количества посетителей, заинтересовавшихся вашим сайтом, к общему числу посетивших его пользователей CTI = число посетителей, заинтересовавшихся сайтом / общее число посетивших его пользователей • CTB отношение количества посетителей, принявших нужное рекламодателю решение (или числа совершенных сделок), к общему числу посетивших сайт пользователей CTB = число посетителей, принявших нужное рекламодателю решение (или числа совершенных сделок) / общее число посетивших сайт пользователей • CTB и CTI во многом определяются содержанием и оформлением сайта Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика"
Критерии эффективности • Окупаемость вложений в рекламные мероприятия Вспомогательные показатели: • AD Impression - Общее количество произведенных баннерных показов • AD Reach - Количество уникальных пользователей, которым был показан баннер • AD Frequency - Средняя частота показа баннера рекламодателя одному зрителю AD Frequency=AD Impression/AD Reach • AD Exposure - Фактическое число контактов аудитории с носителем рекламы (Количество пользователей, реально увидевших опубликованную в этой странице рекламу) AD Exposure=70%AD Impression Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика"
Критерии эффективности • CPV – «удельная "стоимость» одного посетителя сайта фирмы-рекламодателя CPV = затраты на размещение рекламы/Число посетителей, пришедших на сервер с данной рекламной площадки • CPA - "стоимость" какого-либо действия, совершенного пользователем благодаря рекламе CPA = затраты на размещение рекламы/Число посетителей, совершивших действие • CPS - стоимость продажи CPS = затраты на размещение рекламы/Число посетителей, совершивших cделку или покупку Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика"
Показатели эффективности баннерной рекламы Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика"
Показатели эффективности баннерной рекламы
Расчет эффективности рекламной кампании На сервере N было приобретено 50000 баннерных показов по цене $10 за тысячу, т.е. CPM=$10 Следовательно, затраты на размещение рекламы составили $500 ($10*50) Баннер был продемонстрирован 50000 раз, т.е. AD Impression=50000 При этом число уникальных посетителей составило 17500 человек, т.е. AD Reach=17500 Щелкнуло на баннере 800 человек AD Frequency=50000/17500=2,85 CTR=800/50000=0,016*100%=1,6 AD Exposure=70%*50000=35000 Фактическая стоимость 1 рекламного контакта для данной рекламной площадки =$500/35000=$0,014 Стоимость контакта с уникальным пользователем =$500/AD Reach=$500/17500=$0,03 CPC = $500/800=$0,6 Однако, фактическое количество посетителей рекламируемого сайта по счетчику на его стартовой странице составило 804 человека, из которых 793 - уникальные, а 11 обращались к серверу повторно CPV = $500/793=$0,63 Из 793 человек заказ на подписку оформили 34 человека CTB = $500/34=$14,7 Фактическую покупку совершили 31 человек Стоимость продажи CPS = $500/31=$16,1 Средняя стоимость сделанного пользователем заказа составила $75, следовательно, оборот = $75*31=$2325 Себестоимость единицы товара в среднем = $42 Следовательно, прибыль без учета затрат на рекламу = $2325 - ($42*31) = $1023 Чистая прибыль составит $1023 - $500 = $523 Чистая прибыль/стоимость баннерных показов = $523/$500=$1,04, т.е. на каждый вложенный в рекламу доллар получена прибыль в размере $1,04 На рекламируемом сайте были размещены интерактивная форма, в которой предлагалось оценить уровень сервиса по пятибалльной шкале и адрес e-mail Всего формой воспользовались 47 человек, CPA = $500/47=$10,6 т.е. Условная цена одного отклика = $10,6
Эффективность имиджевой рекламы • Обеспечить осведомленность о существовании торговой марки • Стимулировать положительный имидж торговой марки (посетить сайт или сделать пробный заказ) • Закрепить положительный имидж компании, привязав потребителя к своей торговой марке Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика"
Эффективность имиджевой рекламы • Степень осведомленности пользователя: AW = число осведомленных пользователей / размер целевой аудитории, где число осведомленных пользователей = AD Exposure Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика"
Эффективность имиджевой рекламы • 30% пользователей помнят баннерную рекламу через неделю после первого просмотра • Из них: 98% просто видели баннер, щелкнули – 4% • При однократной демонстрации баннера AWувеличивается на 7% по сравнению с первоначальным значением индекса осведомленности Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика"