1 / 18

Л.Э. Лимонов, МЦСЭИ «Леонтьевский Центр»

Власть и собственность на землю в России: к вопросу о зависимости от траектории предшествующего развития. Л.Э. Лимонов, МЦСЭИ «Леонтьевский Центр» VIII конференция цикла «Леонтьевские чтения»: экономика и право 27 февраля 2009 г., Санкт-Петербург. Только 2 цитаты:.

uri
Download Presentation

Л.Э. Лимонов, МЦСЭИ «Леонтьевский Центр»

An Image/Link below is provided (as is) to download presentation Download Policy: Content on the Website is provided to you AS IS for your information and personal use and may not be sold / licensed / shared on other websites without getting consent from its author. Content is provided to you AS IS for your information and personal use only. Download presentation by click this link. While downloading, if for some reason you are not able to download a presentation, the publisher may have deleted the file from their server. During download, if you can't get a presentation, the file might be deleted by the publisher.

E N D

Presentation Transcript


  1. Власть и собственность на землю в России: к вопросу о зависимости от траектории предшествующего развития Л.Э. Лимонов, МЦСЭИ «Леонтьевский Центр» VIII конференция цикла «Леонтьевские чтения»: экономика и право 27 февраля 2009 г., Санкт-Петербург

  2. Только 2 цитаты: • «Не может земледельчество процветать тут, где никто не имеет ничего собственного»Екатерина II, «Наказ», ст. 295, 1767 г. • «В России вся собственность выросла из «выпросил», или «подарил», или кого-нибудь «обобрал». Труда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается.» В.В. Розанов, «Уединенное», 1912

  3. Ограниченность прав собственности на землю в условиях самодержавия • В отличие от Западной Европы, во многом унаследовавшей римское право, в России абсолютная царская власть формируется до законодательного закрепления прав частной собственности на землю. • Экономическая независимость части подданных невыгодна абсолютной власти, поэтому появление частной собственности на землю тормозится в течение нескольких веков (в течение всего московского периода и при Петре I). • Необходимость поддерживать внутреннюю стабильность и внешнюю конкурентоспособность заставляет власть в 18-м, 19-м и начале 20-го веков идти на половинчатые реформы, предоставляя права собственности на землю отдельным социальным группам. Однако и к 1917 г. частная собственность на землю в России не была доминирующей. • Частная собственность оставалась недостаточно специфицированной и слабо защищенной (см., например, постановление суда о передаче имения Дубровских Троекурову у А.С. Пушкина).

  4. Структура собственности на землю в России, % *Дроздова Н.П. История экономики России / Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5 Вып. 3 (№ 19), с. 9 ** Данные Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (www.kadastr.ru)

  5. Землепользование в советский период • Национализация всех земель в 1917, ликвидация арендных отношений в начале 30-х гг., а в дальнейшем и отмена платы за землю (во всех формах) привели к бесплатному присвоению земельной ренты землепользователями. В этих условиях предоставление земельных участков государством означало распределение земельной ренты через механизм «бюрократического рынка». • Итог: крайне неэффективное использование как сельских, так и городских земель. В городах – гипертрофия плохо используемых промзон, низкая плотность застройки и избыточное освоение новых территорий, высокие нагрузки на транспорт и инфраструктуру и их изношенность, дефицит социальной, культурно-бытовой и пр. инфраструктуры, снижение качества городской среды. Структура землепользования все далее отходила от Парето-оптимальной, присущей рыночной экономике. • Переход к рыночной экономике в начале 90-ых гг. должен был стимулировать более эффективное землепользование за счет введения платы за землю, приватизации и развития земельного рынка. Однако и через 17 лет с начала реформ мы не видим существенных сдвигов в структуре землепользования и в его эффективности

  6. Землепользование в постсоветский период • Частная собственность не играет существенной роли в структуре землепользования. • Паи в бывших колхозах и совхозах имеют еще меньше общего с частной собственностью на землю, чем в сельской общине до 1917 г. • Рынок земельных участков не сформирован, рыночные цены земли неизвестны (за редким исключением). • Не проведено разграничение основной массы земель на федеральные, субъектов федерации и муниципальные. • Сохраняется юридическое и административное разделение на землю и недвижимость. • Оценка земли и основанные на ней платежи никак не соотносятся с рыночными ценами, а вычисляются по искусственным нормативам и формулам.

  7. Структура собственности на землю в России, % *Дроздова Н.П. История экономики России / Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5 Вып. 3 (№ 19), с. 9 ** Данные Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (www.kadastr.ru)

  8. Особенности «частной собственности на землю» в постсоветский период • В советский период собственник-государство регулировал узуфруктуариев, не заинтересованных в долгосрочной капитализации земли, создавая сложную систему ограничений и предписаний, а также иерархию контролеров для мониторинга соблюдения этих ограничений. Неэффективность такой системы по сравнению с децентрализацией прав собственности доказана Алчианом и Демсецем (1972). • Приватизация не отменила сложившуюся систему государственного регулирования. Несмотря на некоторую модернизацию, она продолжает логику управления узуфруктуариями (разрешенное использование участка, унаследовавшее все основные черты целевого назначения советского времени; разработка «регламентов участка», пришедшая на смену архитектурно-планировочным заданиям (АПЗ), предпроектные согласования, запрет на некапитальные «самовольные перепланировки» и пр.). Из-за этого «частная собственность» сохраняет неэффективность, присущую государственной, а смена функционального назначения участка и интенсивности его использования практически невозможны. • Живучесть этой системы регулирования объясняется интересами бюрократического аппарата, слабостью «собственников» и их расчетом на персонифицированные контакты с властью.

  9. «Трагедия общин» • Проблема регулирования и управления ресурсами общего пользования, например, пользование общим пастбищем в деревне (Хардин, 1968) ? Сколько коров должно на нём пастись? Ответ: количество, при котором получаемая от всех коров прибыль была бы максимальной. НО: каждый пользователь, действуя в своих собственных интересах, приумножает свою, а не общую, выгоду от ресурса (т.е. количество коров будет больше, чем оптимальное) • Общая выгода будет не максимально возможной, а средней, т.е. имеет место нерациональное использование ресурса («трагедия общин») Пути решения проблемы: 1. Регламентация использования ресурса единоличным собственником –государством (при этом возникает сложность контроля за пользователями и за контролирующими); 2. Коллективное действие по интернализации внешних эффектов (основано на договоре пользователей о правилах, т.к. каждый понимает, что действия соседа отражаются на его выгоде)

  10. Регулирование землепользования в рыночной экономике • Регулирование землепользования в рыночной экономике связано с проблемой внешних эффектов. При чрезмерных издержках спецификации интернализация экстерналий через рыночный механизм (в соответствии с теоремой Коуза (1960)) практически нереализуема. • Ресурсом общего пользования применительно к земле является качество среды (городской среды для поселений). Избежать исчерпания этого ресурса («трагедии общин») возможно лишь прибегнув к коллективному действию по ограничению негативных внешних эффектов (Остром, 1985). Примерами такого регулирования служат зональные правовые регламенты, разрабатывавшиеся первоначально общественными объединениями землевладельцев и лишь затем их разработка стала прерогативой муниципалитетов, которые привлекают к разработке и обсуждению регламентов все заинтересованные стороны.

  11. Регулирование землепользования в России • В России «Градостроительный Кодекс» предписывает муниципалитетам разрабатывать генпланы и «Правила землепользования и застройки» и проводить «общественные слушания» до их утверждения. Эти слушания, как правило, проводятся формально и не вызывают интереса землевладельцев. • В сочетании со всей унаследованной от Советской Власти системой регламентации и контроля деятельности землепользователей, с асимметрией информации, с излишне детализированной разработкой планов и регламентов, эти документы оставляют массу возможностей для подмены «коллективных действий» по ограничению негативных внешних эффектов на привычную и выгодную для бюрократии систему контроля узуфруктуариев государством. Считается, видимо, что собственники, как и узуфруктуарии, не заинтересованы в долгосрочной капитализации и без постоянной опеки государства будут действовать себе же во вред. Лишь государство, в лице своих бессчетных представителей, знает, как обеспечить наибольшую эффективность использования каждого участка.

  12. Проблемы спецификации и защиты прав собственности • Регистрация прав собственности связана с высокими административными барьерами и издержками. • Отсутствие сплошного межевания, накопление дефектных участков. • «Самовольные перепланировки» и др. барьеры оставляют многих мелких собственников во внелегальном поле. • «Пучок прав» мелких собственников слабее защищен, чем у крупных, опирающихся на персонифицированные контакты и влияющих на принятие решений государством о землепользовании и землевладении (стратегические проекты, влияние крупных застройщиков и инвесторов на разработку градостроительной документации, упрощенные процедуры освобождения участков и расселения для реализации государственных нужд с последующей передачей участков влиятельным застройщикам). • Э. Де Сото (2000) показал, что в развивающихся странах массовая миграция в города из сельской местности приводит из-за административных барьеров и издержек к невозможности легализовать собственность мигрантов на землю, строения и бизнес. В России «внелегальное» существование значительной части собственности связано с процессами приватизации и избыточной регламентацией землепользователей.

  13. Проблемы спецификации и защиты прав собственности Возможность найти нарушения в процессе приватизации любого объекта (или при выполнении инвестиционных и пр. условий) ведет к неполной легитимности практически всей собственности (это касается и крупных собственников). Все собственники в любой момент уязвимы со стороны государства (Э. де Сото (2000), рассматривая эту проблему для стран с переходной экономикой, предлагал одномоментно легализовать всю собственность, чтобы сократить долю внелегального сектора). Нецелевое использование институтов спецификации и мониторинга собственности и судебной системы чиновниками (виды нецелевого применения институтов по классификации Л. Полищука (2008): эксплуатация информационной асимметрии, манипулирование институтами, использование институтов в качестве прикрытия, подчинение институтов) ведет к их неэффективной работе и недоверию к ним со стороны общества, в том числе и со стороны собственников

  14. Примеры • Возможность изменения функциональных зон и высотного регламента под крупные проекты, в т.ч. «Охта-центр», реконструкция «Новой Голландии» (крупным собственникам проще договориться с властью, нежели мелким) • Необходимость согласования даже некапитальных перепланировок в частных квартирах, что сужает права мелких собственников из-за высоких транзакционных издержек (Жилищный Кодекс РФ, 2005) • Целевое назначение участков с подробным описанием возможных сфер и форм использования («возложенных специальных задач»), которое сохранилось ещё со времён СССР (в первую очередь касается промышленных зон); переход от целевого назначения к «разрешенному использованию», как правило, не снимает проблему избыточной регламентации. • Упрощённая схема отчуждения недвижимости для государственных нужд, например, для реализации крупных инвестиционных проектов, в т.ч. строительства многоквартирных жилых домов («Олимпийский пакет» законов в г. Сочи, поправки в Жилищный кодекс г. Москвы, проект закона в Санкт-Петербурге и других регионах России)

  15. Наиболее существенные сдвиги в структуре землепользования С-Петербурга за 1987-2007 гг., % * Посчитано на основе: Народное хозяйствоЛенинграда и Ленинградской области за 70 лет. Стат. сб. - 1987; Генеральный план развития г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 г. (http://www.niipg.ru/)** Посчитано на основе: данные Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу(http://www.kzr.spb.ru/info_landstructure.asp)

  16. Функциональная структура земель Санкт-Петербурга, % * Общая площадь земель г. Ленинграда в 1987 г. – 135 тыс. га, СПб в 2007 г. – 139,9 тыс. га Народное хозяйствоЛенинграда и Ленинградской области за 70 лет. Стат. сб. - 1987; Генеральный план развития г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 г.; данные Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу

  17. Некоторые выводы • Существующую систему землевладения/землепользования отличает слабая спецификация и защита прав мелких собственников и детальная регламентация землепользования иерархией контролеров. • Эта ситуация устраивает не только власть, но и крупных инвесторов и застройщиков, использующих поддержку государства для доступа к земельным ресурсам и регулирования застройки в своих интересах. • Имеет место «нецелевое» использование институтов, заимствованных в «обществах открытого доступа» (по Д. Норту, 2005). • Ресурсы общего пользования (например, качество городской среды) растрачиваются на распределение рент внутри элиты. • Условия перехода к логике «коллективных действий»: превращение большей части избирателей в мелких собственников, их объединение в отстаивании своих прав, развитие местного самоуправления.

  18. Литература 1. Дроздова Н.П. 1996. Неоинституциональная концепция экономической истории России: постановка вопроса// Вестник Санкт-Петербургского Университета. Сер. 5. Вып. 3 (№ 19), С. 3 – 17. 2. Alchian A.A. and H. Demsetz. 1972. Production, Information Costs, and Economic Organization// American EconomicReview72. 3. Hardin G. 1968. The Tragedy of the Commons// Science 162, P. 1243-48. 4. Коуз Р. 1993. Проблема социальных издержек// Коуз Р. Фирма, рынок и право. – М.: Дело ЛТД при участии изд-ва “Catallaxy”. – С. 87 – 141. 5. Ostrom E. 1990. Governing the Commons: The Evolution of Institutions for Collective Action. - Cambridge:CambridgeUniversityPress. 6. Де Сото Э. 2004. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». – 272 с. 7. Полищук Л. 2008. Нецелевое использование институтов: причины и следствия// Вопросы экономики, № 8, С. 28 – 44. 8. North D.C., Wallis J.J., Webb S.B., Weingast B.R. 2007. Limited Access Order in the Developing World: A New Approach to the Problems of Development. World Bank. Policy Research Working Paper № 4359.

More Related