680 likes | 935 Views
ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России Фармацевтический колледж Эпидемиоогия и профилактика полиомиелита. Энтеровирусная инфекция ЭВИ Лекция № 17. Лопатина Т.Н. Красноярск, 2013. План лекции. Диагностика полиомиелита. Острые вялые парезы и параличи (ОВП).
E N D
ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-ЯсенецкогоМинздрава РоссииФармацевтический колледжЭпидемиоогия и профилактика полиомиелита.Энтеровирусная инфекцияЭВИЛекция № 17 Лопатина Т.Н. Красноярск, 2013
План лекции • Диагностика полиомиелита. • Острые вялые парезы и параличи (ОВП). • Определение количества эпидемических очагов и их границ. • Организация и проведение противоэпидемических мероприятий в очагах полиомиелита и ОВП. • Специфическая профилактика полиомиелита. • Программа ликвидации полиомиелита.
ПОЛИОМИЕЛИТ Острое инфекционное заболевание, антропоноз бактериальной этиологии, с фекально – оральным механизмом передачи, нейроинфекция.
ЭТИОЛОГИЯ • Возбудитель полиомиелита –РНК содержащий вирус, паразитирует у человека в клетках стенках кишечника и ротоглотки. На холоде очень устойчив, высокую температуру не переносит, при кипячении погибает мгновенно. Быстро уничтожается дезинфицирующими средствами.
Эпидемиология Источник инфекции • Больной человек • Носитель Механизм передачи фекально - оральный
Вирус в молоке сохраняется 3-4 месяца. В воде до 1 года.
Пути передачи • Водный • Пищевой • Аэрозольный
Клиника Инкубационный период продолжается 20 дней. Течение болезни проходит в нескольких формах .
Здоровое вирусоносительство: Форма при которой явных проявлений болезни нет. Возбудитель существует лишь в пределах глоточного кольца и кишечника.
Паралитическая форма: Внезапно развиваются параличи(вялые), тонус мышц снижен, страдают нижние конечности. Период реконвалистенции: Медленное постепенное восстановление функции. Для того чтобы восстановить функции после перенесенного полиомиелита требуется 3 года.
Диагностика. • Вирусологический анализ кала (холодовая проба). • Серологический анализ крови.
Лечение. • Строгий постельный режим. • Большие дозы аскорбиновой кислоты. • Симптоматические средства. • Мочегонные препараты. • Физиотерапевтические процедуры
Прогноз. Диффузная мышечная слабость прогностически значительно более благоприятна, чем грубые параличи нескольких важных мышц; наиболее серьезен бульбарный паралич (10-20% всех случаев болезни). Смертность от полиомиелита не превышает 5-10%, но резидуальные явления у ряда больных остаются пожизненно.
Профилактика. Контагиозность полиомиелита очень высока; больных необходимо помещать в специализированные стационары. Обязательная вакцинация в детском возрасте проводится пероральной вакциной Сейбина. Благодаря вакцинации полиомиелит в России в настоящее время практически не встречается.
Ежегодно в стране регистрируется порядка 6-10 тыс. случаев заболевания ЭВИ (4-7 на 100 тысяч населения) в более чем в 60-ти субъектах Российской Федерации. Динамика заболеваемости ЭВИ имеет волнообразный характер с отсутствием четко выраженной периодичности - периоды между подъемами составляют 1, 2, 4, 5, 8 лет. Наиболее высокие (в 2 и более раза выше среднего по России) показатели заболеваемости ЭВИ отмечаются в 12 субъектах Российской Федерации.
В круглогодичной заболеваемости ЭВИ прослеживается четко выраженная летне-осенняя сезонность с пиком в августе-сентябре, во время которого регистрируется в среднем около 50% от всех случаев. Локальные вспышки ЭВИ наблюдаются в течение всего года, часто вне зависимости от сезонного эпидемиологического подъема.
В течение 5-ти последних лет увеличивается ежегодное число зарегистрированных вспышек ЭВИ. Этиологическая картинная очагов представлена полиморфизмом без определенных закономерностей. Причиной формирования локальных очагов с групповой заболеваемостью является занос инфекции в учреждение, на территорию и возможность распространения в условиях несоблюдения санитарного законодательства как по условиям размещения, так и по состоянию систем водопользования и организации питания.
Неблагоприятным регионом в отношении ЭВИ является Хабаровский край, зараженные реки Амура текут из Китая.
Эпидемиологическая ситуация по энтеровирусной инфекции в некоторых регионах Китая По состоянию на 10 мая 2013г.во всем Китае в общей сложности подтверждено почти 25000 случаев заболевания кистей рук, стоп и полости рта и зарегистрировано 34 случая летальных исходов. По состоянию на 7 мая в провинции Аньхой в общей сложности зарегистрированы 7988 случаев заражения детей кишечным вирусом EV71. Эпидемиологическая ситуация по заболеванию кистей рук, стоп и полости рта нейтрализуется, лечебная работа дала заметные результаты, количество новых случаев заражения заметно уменьшилось, во весь период с 2 по 10 мая не было зафиксировано ни одного нового случая заболевания. Большинству больных с тяжелым состоянием оказали успешное лечение. Эпидемиологическая ситуация смягчается в обстановке стабильности.
По состоянию на 7 мая в Пекине в общей сложности подтверждено 2221 случай заболевания кистей рук, стоп и полости рта. По состоянию на 10 мая в провинции Хайнань в общей сложности подтверждено 486 случаев заболевания кистей рук, стоп и полости рта. По состоянию на 11 мая в провинции Гуандун в общей сложности подтверждено 13189 случаев заболевания кистей рук, стоп и полости рта и зарегистрированы 6 летальных исходов, не зарегистрирован новый летальный исход, зафиксировано 63 случая заражения кишечным вирусом EV71.
26.06.2013 В Ростове-на-Дону был диагностирован энтеровирус 71-го типа, вызывающий серозный менингит, менингоэнцефалит и экзантему(сыпь). В настоящее время в больницах продолжают оставаться 44 пациента. Всего с момента начала вспышки в нее вовлечены 187 человек, у 55 из них был диагностирован менингит.
В Липецкой области зафиксирован подъем заболеваемости энтеровирусной инфекцией (всего 208 случаев). На стационарном лечении находятся 152 человека. В соответствии с поручением Министра в регион были направлены специалисты НИИ детских инфекций, которые определили тип вируса (вирусы типа ECHO 30 и 6), была скорректирована тактика диагностики и лечения больных. В Москве с энтеровирусной инфекцией госпитализированы 10 детей, из них у 7 подтвержден диагноз серозного менингита. Состояние всех заболевших стабильное. Единичные случаи энтеровирусной инфекции выявлены также в Астрахани.
МОСКВА, 23 июля2013 /Корр. ИТАР-ТАСС За шесть месяцев этого года число случаев заболевания энтеровирусной инфекцией увеличилось более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Об этом сообщил сегодня на брифинге глава Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко. "Начавшийся подъем заболеваемости энтеровирусной инфекции в 2012 году продолжится и в этом году. За шесть месяцев этого года был зарегистрирован 991 случай заболевания, этот показатель превышает аналогичный период прошлого года в 2,2 раза", - сказал он.
Внеочередное донесениео случаях заболеваемости энтеровируснойинфекции в летнем оздоровительном лагере« Таёжный». В период с 06.07.10г. по 10.07.10 г. в летнем оздоровительном лагере «Таёжный» расположенного по адресу: Красноярский край, Сухобузинский район, п. Атаманово зарегистрировано 7 случаев энтеровирусной инфекции. Заболеваемость зарегистрирована среди детей трёх отрядов
Все дети госпитализированы в инфекционный стационар МУЗ «ГДКБ № 1». При эпидемиологическом анамнезе установлено: 6-7.07.10 г. до заболевания дети купались в бассейне оздоровительного лагеря. Противоэпидемические мероприятия проводятся медицинскими работниками лагеря « Таёжный»
В августе 2010 года энтеровирусной инфекцией оказалось охвачено три поселка Богучанского района: Октябрьский, Осиновый мыс и Чунояр. Более 30 детей, самому младшему из которых 3 года, заразились серозным менингитом. Причиной массового заражения стали сточные воды с полигона п. Октябрьский, которые напрямую сливались в р. Чуна. Все дети купались в зараженной реке.
На территории Красноярского края в 2013 году регистрируются единичные случаи энтеровирусной инфекции. Случаи ЭВИ зарегистрированы в г. Красноярске, г. Норильске, в Сухобузимском, Ермаковском районах. Заболевания ЭВИ не превышают средний многолетний уровень.
Этиология • Возбудители этих инфекций - вирусы Коксаки и ECHO по своему размеру (17-30 мкк), устойчивости к эфиру и другим факторам, по характеру цитопатегоенного действия на тканевые культуры, по нейротропизму и легкости выделения из фекалий человека сходны с вирусом полиомиелита и объединяются с ним под названием энтеровирусов, или кишечных вирусов. Энтеровирусы содержат РНК; они входят в группу пикорнавирусов.
Согласно последней классификации вирусов (Международный комитет по таксономии вирусов, 2003г.), основанной на геномных характеристиках вирусов, неполиомиелитныеэнтеровирусы (НПЭВ) человека представлены 4 видами (А,В,С,D).
К каждому из 4 видов НПЭВ отнесены различные серотипы
Возбудители энтеровирусной инфекции
То, что возбудителей Коксаки и ECHO инфекций называют энтеровирусами, кишечными вирусами, как будто уже определяет сущность эпидемиологии этих вирусных заболеваний и служит основанием для включения их в группу кишечных инфекций.
После признания ВОЗ Российской Федерации в составе Европейского региона как территории, свободной от полиомиелита, энтеровирусный надзор рассматривается как составляющая часть надзора в странах, где циркуляция «местных» диких полиовирусов прекращена (ВОЗ, 2005). В Российской Федерации в официальную статистику регистрация ЭВИ введена в 2006 году. Вместе с тем, в ряде субъектов Российской Федерации наблюдение за заболеваемостью и циркуляцией ЭВ ведется в течение 10-30 лет.
Актуальность проблемы энтеровирусной (неполио) инфекции (ЭВИ) и ее эпидемиологическая значимость определяется: высокой контагиозностью, широким распространением, возникновением вспышечной заболеваемости, отсутствием средств специфической профилактики, большим числом возбудителей ЭВИ, вызывающих полиморфизм клинических проявлений, возможностью тяжелых последствий вплоть до летальных исходов.
Источником инфекции является только человек, больной манифестной или инапарантной инфекцией, либо носитель. Период заразительности источника – недели и месяцы. Наиболее интенсивное выделение происходит в первые дни болезни. Вирусоносительство у здоровых лиц составляет от 17-до 46%. Чаще оно выявляется у детей младшего возраста. Продолжительность реконвалесцентного носительства может быть весьма значительной - до 5-15 месяцев.
Механизм передачи возбудителя - основной вопрос эпидемиологии; он в значительной степени определяет самую сущность эпидемиологического процесса. Установлено, что вирусы Коксаки и ECHO часто выделяются в фекалиях больных и носителей. Обладая значительной устойчивостью, они могут сохраняться во внешней среде; их обнаруживали в сточных водах, почве, в воде открытых водоемов, в воде плавательных бассейнов и даже водопроводной воде и на мухах. Установлено выживание вирусов Коксаки в молоке, на хлебе, на овощах, которые, очевидно, могут явиться факторами передачи. Однако фекальный механизм заражения при энтеровирусных инфекциях безусловно является не единственным способом распространения инфекции.
локализация возбудителя в верхних дыхательных путях определяет воздушно-капельный механизм его передачи. при прочих равных условиях заражение воздушно-капельным путем при ЭВИ реализуется по крайней мере в сотни раз чаще, чем через фекалии.
Анализируя вспышечную заболеваемость НПЭВ, необходимо отметить, что стартовым всегда является фекально-оральный механизм. Длительное поддержание высокого уровня заболеваемости обеспечивают аэрозольный и контактный механизмы передачи инфекции.
Энтеровирусные заболевания наблюдаются у детей с конца первого года жизни. Наиболее часто поражаются дети в возрасте от 3 до 10 лет. У детей школьного возраста восприимчивость к ECHO и Коксаки инфекциям значительно снижается; взрослые болеют относительно редко, заболеваемость среди них наблюдается лишь в тех случаях, когда соответствующий тип энтеровируса заносится в данную местность впервые.
КлиникаЭнтеровирусные инфекции характеризуются весьма большим разнообразием вариантов клинического течения, из которых многие не имеют между собой даже отдаленного сходства. Лишь благодаря достижениям вирусологии, открытию возбудителей этих инфекций установлена единая этиология различных, казалось бы не имеющих ничего общего между собой клинических форм.
В классификации клинических форм Коксаки и ECHO инфекций качественная характеристика болезни проводится по основному, наиболее яркому клиническому синдрому, отражающему клиническую и патогенетическую сущность каждого из ее вариантов, здесь же дается и оценка по тяжести течения (легкая, среднетяжелая, тяжелая формы).
Клинический полиморфизм Коксаки и ЕСНО инфекций проявляется не только обилием различных клинических вариантов (даже в условиях одного и того же эпидемического очага), но и тем, что у одного и того же больного нередко комбинируются различные клинические синдромы: серозный менингит и эпидемическая миалгия, серозный менингит и герпетическая ангина и т. д. При всем этом полиморфизме можно отметить некоторые общие клинические особенности различных форм энтеровирусных инфекций.
Начало заболевания, как правило, острое и нередко внезапное. Внезапность развития болезни особенно характерна для эпидемической миалгии. Продромальные явления (общая слабость, головная боль, понижение аппетита), наблюдавшиеся иногда при серозном менингите кратковременны и нехарактерны.
Лихорадочное состояние симптомы интоксикации держатся в течение нескольких дней и затем быстро исчезают. Длительность лихорадочного периода неодинакова при различных формах. Наиболее кратковременная лихорадка отмечается при малой болезни - от 1 до 3 дней. При серозном менингите она продолжается в среднем 3-5 дней, но может сокращаться до 1 дня и затягиваться до 10 дней, но может продолжаться даже до 14-16 дней. Падение температуры происходит критически, реже коротким лизисом, иногда с последующим субфебрилитетом.
Серозный (асептический, абактериальный) менингит Наиболее часто выявлялась этиологическая связь с вирусами Коксаки ВЗ, В4, Коксаки А7, А9, ЕСНО-4, EGHO-6, ЕСНО-9. Начало болезни острое. Оно проявляется повышением температуры (до 38-40°), расстройством общего состояния и симптомами внутричерепной гипертензии - сильными головными болями, рвотой, обычно неоднократной.
Лицо больного гиперемировано, сосуды склер инъецированы. Отмечается также гиперемия и нередко зернистость слизистой оболочки зева, а также припухание лимфатических узлов (преимущественно подчелюстных и шейных). На 1-3-й день болезни появляются менингеальные признаки - ригидность затылочных мышц и симптомы Кернига и Брудзинского.
При спинномозговой пункции ликвор вытекает под давлением, прозрачен. Белок чаще в норме или количество его даже снижено; небольшое увеличение белка отмечается относительно редко . Цитоз повышен (несколько десятков, несколько сотен клеток в 1 мм3 крови), в начале болезни он имеет смешанный характер, а -в последующем преобладают лимфоциты. Нередко из ликвора удается высеять возбудителя - вирусы Коксаки и ECHO.
Через 3-7 дней температура в большинстве случаев падает. К 5-7-му дню исчезают менингеальные симптомы. Нормализация ликвора происходит значительно позже (обычно к концу 3-й недели, редко позднее). После перенесенного серозного энтеровирусного менингита у подавляющего большинства детей отмечаются остаточные явления: астения, симптомы внутричерепной гипертензии, а иногда микросимптомы очаговых поражений центральной нервной системы.
Эпидемическая миалгия. Начало болезни острое. Отмечается быстрое повышение температуры (до 38-40°), которое нередко сопровождается ознобом. Появляются общее недомогание, головные боли и нередко рвота. Лицо гиперемировано, склеры глаз инъецированы. Обычно почти одновременно с повышением температуры возникают острые, мучительные мышечные боли различной локализации: в мышцах груди, живота, спины, конечностей. Они имеют приступообразный характер и усиливаются при движении. При локализации болей в груди (обычно в нижней ее части) дыхание становится затрудненным, поверхностным. Глубокие вдохи очень болезненны. Клинический диагноз эпидемической миалгии в типичных случаях и особенно при наличии эпидемиологических данных (например, в условиях вспышки) не представляет трудностей. Случаи с нерезко выраженной симптоматологией могут быть распознаны только при эпидемических вспышках, три которых у других больных клинические проявления представлены типично.